?

Log in

No account? Create an account

Way · to · Arannon


Средневековая кухня: некоторые факты и некоторые мифы

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Для любителей аутентичной средневековой кухни заметим, что помидоры, тыквы и уж тем более картофель в Англии XIII-XIV вв. еще не известны, морковь – изрядная редкость; из овощей наиболее распространены капуста, брюква, репа, свекла, из круп – рожь, пшеница, ячмень, овес. (Ячмень в первую очередь употребляется, естественно, в пивоварении.) Зелень отваривали или ели в сыром виде (лук, салат и т.д.); морковь часто варили вместе с мясом. Горох и бобы были известны с давних времен и поедались в больших количествах (зачастую в вареном виде), из фруктов особой популярностью пользовались малина, клубника, смородина, кизил, яблоки, груши, вишни и сливы.



Вообще, говядина, свинина, пиво и хлеб (в том числе пироги с мясом и сыром) – самые распространенные продукты того периода. Знать ела белый хлеб – плоские круглые караваи, которые выпекали из пшеничной муки. В деревне ели в основном ржаной и ячменный хлеб; в голодные годы пекли из овса, гороха, бобов, чечевицы и даже желудей. Молоко и молочные продукты (сыворотка, пахта) были скорее едой сельских жителей, нежели горожан; это же касалось и сыра.

Крестьяне и горожане обычно ели три раза в день, садясь завтракать сразу после восхода. Обедали в полдень, а ужинали в пять-шесть часов вечера. На фермах слуги и батраки ели вместе с семьей. Завтрак среднего городского ремесленника обычно состоял из хлеба, рыбы или холодного мяса, сыра и эля, обед – из горячего мяса, супа, пирожков (и эля), ужин – опять-таки из холодных остатков (и эля).

Богатые могли позволить себе большее разнообразие в еде. Говядина, баранина, свинина, дичь, разнообразная птица – утки, лебеди, цапли, дрозды, голуби, зяблики… Поскольку среда, пятница и суббота были постными днями, мясо есть запрещалось, и богатые люди обычно употребляли в пищу рыбу – щуку или карпа. Радикально настроенные современники по этому поводу отзывались: «Богатый человек, у которого в постный день весь стол уставлен рыбными блюдами, спасет свою душу, а бедняк, которому не на что купить рыбы и который поел солонины на два пенса, чтоб сохранить силы для работы, попадет в ад». Специи, по большей части, также были недоступны беднякам (хотя вполне доступны среднезажиточным горожанам), в том числе и недавно привезенная с Востока редкость – тростниковый сахар (одно из утонченных удовольствий для богатых – пить подслащенное «белым» сахаром вино). Самым популярным «подслащивающим» средством был мед, который использовался для изготовления разнообразных сладостей. Перец, гвоздика, корица, миндаль и прочие экзотические специи стоили недешево.

Бедняки-крестьяне питались куда проще и однообразнее – мясо, в том числе домашней птицы, появлялось на их столе далеко не каждый день. Ели, в основном, свинину и баранину; при везении, удавалось разжиться крольчатиной. Значительную часть деревенского рациона составляли ржаной хлеб и сыр (чаще из овечьего молока), сыр, овощи, фрукты, орехи. Горячую еду в крестьянских домах готовили раз в день: на обед хозяйка варила похлебку из зерна и овощей, куда, от случая к случаю, добавляла свинину или рыбу, а утром и вечером обходились холодными остатками.


В Средние века завтрак не считался необходимым приемом пищи; по современным меркам, мы не назвали бы его сытным. Съесть поутру кусок хлеба, иногда поджаренного, с вином (или вымоченного в вине) считалось вполне достаточно (заметим, что крестьяне и ремесленники, которым предстоял трудовой день, обычно завтракали более плотно, чем аристократы). Основных приемов пищи в день было два, и первым из них был обед. Поскольку его приготовление требовало изрядной возни, особенно в богатых семействах, обычно обед подавали не раньше полудня – к тому времени половина дневной работы уже бывала выполнена. Завершался рабочий день второй трапезой, гораздо более простой, которую подавали в пять-шесть часов. Ужинать полагалось снедью, необременительной для желудка. Иоанн Миланский, верный заветам медицинской школы в Салерно, советовал: «Вставай в пять, обедай в девять, ужинай в пять, ложись спать в девять и проживешь долго».


Почему же вполне достаточными считались два приема пищи (а строго говоря, всего один), а не три-четыре? Ответ, несомненно, кроется в сугубо практических соображениях (лишний раз разводить огонь в очаге и возиться на кухне – чересчур трудоемкое занятие), а также и в наставлениях средневековых врачей, заверявших, что садиться за стол надлежит только на голодный желудок. Приступать к трапезе до того, как предыдущая порция еды успела перевариться и покинуть организм, считалось весьма неблагоприятным для здоровья.

По мере того как процесс приготовления обеда усложнялся, он начал появляться на столе все дальше за полдень. Ужин, в свою очередь, стали подавать не раньше 7-8 часов, но он по-прежнему оставался менее значим, чем обед, а потому и блюда за ужином были проще и неприхотливее. К концу Средних веков в обиход наконец вошел и привычный нам завтрак: возможно, людям совсем нестерпимо стало полдня обонять аппетитные запахи готовящегося обеда, которые начинали витать по дому с самого рассвета, и они предпочитали перебить себе аппетит небольшим перекусом с утра. Впрочем, еще в конце XV в. придворный штат короля Эдуарда IV обходился без завтрака – завтракать обитателям дворца дозволялось лишь по специальному разрешению! И если крестьянин или ремесленник завтракал, чтобы не трудиться до обеда на голодный желудок, аристократ делал это, чтобы утолить голод в ожидании трапезы, достойной его статуса. Сначала этот «прото-завтрак» представляет собой лишь кусок хлеба и кружку разбавленного водой вина; затем в меню начинает появляться рыба (анчоусы, английская селедка, копченый лосось и форель). Даже признавая за собой впадение в грех чревоугодия (ибо завтрак есть несомненная поблажка желудку), аристократ мог оправдаться тем, что ел рыбу, а не мясо! И, в любом случае, завтракали дворяне только после мессы.

Считалось, что три полноценных приема пищи в день допустимы для рабочего человека, а остальным надлежит довольствоваться двумя; средневековые авторы писали, что завтракают только рабочие и маленькие дети. В 1289 г. крестьяне-возчики из поместья Ферринг в Сассексе едят на завтрак ржаной хлеб с сыром и элем. Прислуга «высшего разряда» и стражники Нортумберлендского замка получают краюху домашнего хлеба, пиво и кусок вареной говядины, а в постные дни – соленую рыбу; привратники и конюхи там же получают только хлеб и пиво.

Одной из примечательных черт средневекового застолья были т.н. «тренчеры» - тарелки из хлеба. На них не только клали еду и насыпали соль, но и даже ставили свечи! Специальной обязанностью некоторых слуг было нарезать и подавать тренчеры (разумеется, лучшие подавались хозяевам и почетным гостям). Использованные «хлебные тарелки», вместе с остатками соусов и объедками, бросали собакам или отдавали беднякам, которые ждали милостыни на улице. Само слово trencher восходит к французскому глаголу trenchier/trancher, т.е. «резать». Гостям подавали новые тренчеры во время перемены блюд, когда слуги убирали со стола «все корки, кости и тренчеры, перед тем как принести второе блюдо». Съедать тренчер было не принято, тем более что, как правило, краюхи для тренчеров пеклись из муки грубого помола и выдерживались по нескольку дней – прочности ради («Хлеб трехдневной давности лучше всего годится для тренчеров», - пишут в поваренной книге XIV в.). Один парижский автор добавляет, что тренчер должен быть «полфута шириной и четыре дюйма высотой».
         


Рядовые гости сами отрезали себе тренчер от ближайшей краюхи, садясь за стол, тогда как высокопоставленные особы ждали, когда их обслужат. Опять-таки, хлеб становился показателем статуса; сборники по этикету, в разных вариантах, оговаривали, сколько тренчеров положено хозяину дома, его сыну, прочим домочадцам и гостям в зависимости от их статуса.

Самолично отрезать тренчер для кого-либо – знак почтения. На иллюстрации в Холкэмской Библии мальчик Иисус нарезает хлеб для Марии и Иосифа. Если новой перемены блюд не ожидалось, чистые тренчеры подавали, когда разносили сыр и сладости. В Babees book об этом говорится так: «Когда принесут сыр, возьми чистый тренчер, на который чистым ножом положи себе сыру». По одной из версий, именно от таких «десертных» тренчеров берут свое начало миниатюрные десертные тарелочки XVI-XVII века.

Мифы о средневековой кухне

1. В Средние века использовали много соли и специй, чтобы скрыть вкус испорченного мяса.

Это невозможно по многим причинам. Во-первых, всякий, кто имел дело с тухлятиной, знает, что вкус и запах испорченного мяса нельзя скрыть никаким количеством специй. Во-вторых, в Средние века люди не забивали скот без необходимости, поэтому свежее мясо не лежало так долго, чтобы успеть испортиться. Во всяком случае, оно было свежЕе, чем мясо, которые едят сейчас люди в большинстве европейских стран J. А поскольку специи были дороже мяса, с какой стати тратить пряностей на 10 шиллингов, чтобы улучшить вкус протухшего цыпленка стоимостью в 2 шиллинга? Гораздо проще купить нового. И, наконец, кушанья, для приготовления которых мясо не использовалось, приправлялись специями столь же обильно, как и мясные блюда. Даже в отсутствие холодильников было множество общеизвестных способов заготовить и сохранить мясо впрок (его вялили, коптили, солили).

Корни этого мифа – в книге Дж. Драммонда «Английская еда: пять столетий английской кухни» (1939), где впервые было объявлено, что в Средние века люди обильно приправляли мясо, чтобы скрыть привкус тухлятины. Драммонд – не историк, а профессор биохимии – отнюдь не называл себя экспертом-медиевистом, но, впрочем, это помешало ему сделать ряд весьма спорных утверждений, которые долгое время считались неопровержимыми фактами.

2. Перец – на вес золото.

Перец, конечно, в Средние века был дороже, чем сейчас – примерно в десять раз – но все-таки уступал золоту в цене. Шафран, во все времена остававшийся одной из самых дорогих пряностей, в XV веке стоил 183 пенса за фунт. Золото – для сравнения – стоило 240 пенсов за фунт. Перец, корица, мускатный орех и гвоздика, пускай в небольших количествах, были вполне доступны людям среднего достатка.

3. Хлеб был грубым и исключительно ржаным.

В средневековых текстах есть многочисленные описания того, как надлежит просеивать муку сквозь льняную ткань, чтобы она сделалась белой и чистой. Существовали законы, оговаривающие состав разных сортов хлеба, от грубого черного до пышного белого. Бедняки, возможно, и ели преимущественно ржаной хлеб, но средние и высшие сословия вполне могли позволить себе пшеничный.

4. Бедняки голодали и не ели мяса.

Мясные блюда на столе бедняков, несомненно, были менее обильными и разнообразными, чем у дворян, но, даже не имея возможности пополнять свое меню дичью, как дворяне, крестьяне и горожане держали свиней и овец, что позволяло им по крайней мере раз в неделю есть мясо. Пища крестьян состояла из свинины и домашней птицы, овощей, фруктов, а также яиц, молока и молочных продуктов; к их услугам также были мед, некоторые специи, свежие травы. Мяса потребляли много, а на зиму обычно заготавливали солонину. Даже записи из средневековых тюрем и приютов для бедных свидетельствуют о том, что тамошние обитатели получали порцию мяса от трех до четырех раз в неделю.

5. Средневековые трапезы состояли из хлеба, жареного мяса и вина (эля).

За этот миф нужно поблагодарить Голливуд. Но, в отличие от соответствующих сцен из фильмов, средневековые пиры предполагали многочисленные перемены замысловатых блюд, для приготовления которых использовались не только разные сорта мяса, но и овощи, фрукты, зелень, злаки. Также, помимо съедобных, на столе могли присутствовать и чисто декоративные композиции.

Этот миф возник в связи с тем, что сохранившиеся меню придворных пиров представляют собой, в первую очередь, перечень мясных блюд. Да и в обычных домашних записях не всегда зафиксирована покупка овощей. С другой стороны, сохранились многочисленные свидетельства о наличии обширных огородов, а в поваренных книгах описывались разнообразные способы приготовления овощей.

6. Еда была простой, скверно приготовленной и состояла из немногочисленных ингредиентов.

Средневековые рецепты были полны экзотических специй и «ароматизаторов», кушанья нетривиально сервировались – причем не только при дворе. Даже самые простые блюда предполагали немало компонентов; некоторые из них, состоящие из весьма незамысловатых продуктов, доступных обычным людям, тем не менее, включали до тридцати ингредиентов, в том числе таких, которые теперь совсем вышли из обихода (амарант, любисток, бурачник). Средневековые повара с большим энтузиазмом использовали специи; да, обыкновенное жареное мясо во все времена пользовалось популярностью, но также кулинары готовили и блюда, обладавшие сложным «букетом», в состав которого входили имбирь, сахар, уксус, вино, изюм, гвоздика, мускатный орех, тмин, кардамон, корица, перец и мед. Так, популярное блюдо под название mawmenny состояло из мелко нарезанной говядины, свинины или баранины, сваренной в вине, которую затем подавали в густом винном соусе с измельченным цыплячьим мясом, свежим и жареным миндалем и гвоздикой (в богатых домах к соусу еще добавляли пищевой краситель, чтобы придать ему ярко-красный цвет). Можно сказать, что по степени остроты средневековая кухня напоминала индийскую. Порой средневековые пиры превращались в настоящую демонстрацию кулинарных талантов: жареных павлинов заворачивали в предварительно снятую с них кожу с перьями, дабы подать на стол «в натуральном виде», из животных делали своеобразные матрешки – внутрь жареного поросенка помещали жареного петуха, которого, в свою очередь, фаршировали орехами. Существовало блюдо под названием «пилигрим»: оно представляло собой щуку, варенную с головы, жаренную в середине и испеченную с хвоста (подавалась вместе с жареным угрем, символизировавшим посох пилигрима).

7. В зимнее время овощи и фрукты были недоступны.

С развитием торговых путей стало возможным доставлять овощи и фрукта с юга Европы, где господствовал мягкий средиземноморский климат и где они вызревали с марта по ноябрь. Также фрукты сохраняли, высушивая их или держа в холоде в погребах, так что они были доступны даже в разгар зимы. Экзотические плоды, наподобие лимонов и апельсинов, держали в оливковом масле; другие фрукты помещали в уксус или в вино.

8. Еда хранилась неправильно и была некачественной.

В Средние века люди хранили еду теми же самыми способами, как это делалось по всему миру до изобретения холодильника в ХХ в. – в том числе, в подземных погребах и в коробах со льдом. Хотя специи не в состоянии отбить вкус и запах тухлятины, они могут предотвратить быструю порчу продукта. А средневековые рецепты, в которых упоминается испорченная еда, обычно начинаются с того, что повару советуют отрезать и выбросить испорченные части продуктов. J


НЕСКОЛЬКО РЕЦЕПТОВ :)

Фриттеры с травами

8 ст.л. мелко нарезанных трав – чабрец, петрушка, майоран и т.д.

2 стакана муки

1.5-2 стакана теплой воды

0.5 чайной ложки соли

1 ст.л. дрожжей

Растительное масло для жарки

Мед

Развести дрожжи в небольшом количестве воды, смешать с мукой, травами и солью. Добавлять воду, пока не получится достаточно густое тесто. Накрыть и оставить в теплом месте, пока, подойдя, тесто не увеличится в объеме примерно вдвое, после чего, набирая в ложку, бросать в горячее масло и обжаривать до золотистой корочки. Подавать с медом.

Постные фриттеры

1 стакан миндального молока

¾ стакана муки

2 ст.л. оливкового масла

1 стакан смородины

Смешать миндальное молоко с мукой, сделав тесто консистенции блинного (если получилось слишком густое, разбавьте миндальным молоком, если слишком жидкое, добавьте муки). Разогрейте масло на сковороде; когда нагреется, вылейте туда половину теста, высыпьте ягоды, залейте сверху оставшимся тестом. Готовьте, пока не поджарится, после чего переверните и поджарьте вторую сторону. Подавать целым или нарезанным, можно с медом.

Булочки

3 ст.л. размягченного масла

¼ стакана сахара

3 яичных желтка

1 ст.л. розовой воды

По четверти чайной ложки соли, гвоздики и мускатного ореха

Щепотка шафрана

1.5 стакана муки

Смешать масло и сахар, добавить яичные желтки, затем розовую воду, соль и специи. Наконец, добавить муку и вымешивать тесто, пока из него не получится шар. Раскатать на посыпанной мукой доске примерно до четверти толщины. Нарезать на квадратики или прямоугольники, вилкой проделать отверстия и положить булочки на противень. Выпекать при 300º ок. 15 минут.


А ТАКЖЕ

Меню обеда, устроенного герцогом Ланкастером в честь короля Ричарда в Лондоне, в 1387 г.

Первая перемена

Оленина с зернами пшеницы. Мясной бульон. Кабанья голова. Жареная говядина. Жареные лебеди. Жареный поросенок. Ломбардский пирог, с сушеными фруктами и сладким кремом. Т.н. sotelte (блюдо-сюрприз, это могли быть сделанные из сахара фрукты, пирог в виде в крепости, павлин в собственных перьях, извергающий огонь, и т.д.).

Вторая перемена

Суп из телячьих ножек. Белый суп. Жареный молочный поросенок. Жареный журавль. Жареный фазан. Жареная цапля. Подрумяненные цыплята. Рыба. Пирожные. Мясо, нарезанное мелкими ломтиками. Жареный заяц. Снова sotelte.

Третья перемена.

Суп с миндалем. Ломбардское рагу. Жареная оленина. Жареные цыплята. Жареные кролики. Жареные куропатки. Жареные перепела. Жареные жаворонки. Хлебный пирог. Желе. Milk fritters (не знаю, как перевести, это вот такая штука: http://www.academiabarilla.com/italian-recipes/liguria/ligurian-sweet-milk-biscuits.aspx).

* * *
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 12:57 pm (UTC), greatebattle commented:
Проглотила слюну. Пойду пожарю печёнку с гречкой... ))) Это, стал-быть, по-средневековскому будет неправильный (потому что горячий) ужин, а по-московскому - поздний обед (тоже неправильный, потому что супа не хватает).
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 01:54 pm (UTC), taery commented:
Вау! спасибо за пользу!
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 02:04 pm (UTC), alla_hobbit commented:
Последнее меню совершенно добило! Как живыми из-за стола вылезали? ;))
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 04:10 pm (UTC), agata_lerd commented:
Мне тут недавно попался сборник средневековых рецептов. В том числе, опробованных в наше время. Делиться?
[User Picture]
On July 23rd, 2013 05:34 pm (UTC), tal_gilas replied:
В эл. виде?
[User Picture]
On July 24th, 2013 11:45 am (UTC), agata_lerd replied:
Да, в электронке.
[User Picture]
On July 24th, 2013 01:21 pm (UTC), tal_gilas replied:
А поделись.
[User Picture]
On July 28th, 2013 05:53 am (UTC), agata_lerd replied:
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 04:14 pm (UTC), hild_0 commented:
Пироги, да еще с сыром:) Вспоминается аутентичный сырный рулет с травами:) А пекли - пироги, хлеб, тоже в обед, когда суп варили?
Интересно, что тогда ели всякие травы, которые сейчас не. Приходилось читать, что в Японии едят множество разных трав, которые у нас то ли не растут, то ли не считаются съедобными - а жаль.

Прислуга «высшего разряда» и стражники Нортумберлендского замка получают краюху домашнего хлеба, пиво и кусок вареной говядины, а в постные дни – соленую рыбу...
Стражникам - надо! У них работа тяжелая.

На иллюстрации в Холкэмской Библии мальчик Иисус нарезает хлеб для Марии и Иосифа.
-А у Тебя нет этой картинки - или я не опознала?

Интересно, почему вареная-жареная-печеная рыба - пилигрим? В знак того, что ему случается перенести много всякого в своем путешествии?

За что поджаривают дев на одной из картинок? Мне кажется, или одна из них - святая Агата, а название рыбы внизу тоже начинается на А? Азбука?

По-моему, соль дешевле специй? Чеснок там, травки - засолить можно, замариновать...То есть мясо раз в неделю-таки ели, а то и чаще, кроме самых бедных, так получается.
Рецепты прекрасны!
[User Picture]
On July 23rd, 2013 05:41 pm (UTC), tal_gilas replied:
Картинки из Холкэмской Библии я, увы, не нашел :(
Почему пилигрим - честно говоря, не знаю :)
Там, где деву поджаривают, - точно не азбука, это будапештская Concordantiae caritatis, надо бы про нее поподробнее узнать, уж больно картинки интересны...
Да, соль, по идее, дешевле специй.
[User Picture]
On July 25th, 2013 05:26 pm (UTC), hild_0 replied:
Да, картинка очень интересная. То дев жарят, то еду готовят, и все это на одной странице.
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 06:21 pm (UTC), galenel commented:
Классно, спасибо.
Про количество приемов пищи. Мы тут с Раном дискутировали, возможно ли есть раз в день и при этом...эээ... не протянуть ноги. Вот он говорит, что раньше многие так и жили, а я бы померла, наверное. Собственно, дискуссия была вызвана буддийским монашеским уставом, изначально они ели раз в день в первой половине дня.
* * *
[User Picture]
On July 23rd, 2013 09:49 pm (UTC), eledwen commented:
Да-да, миф про испорченное мясо никак не выветрить из голов обывателей %)
Не знала про то, что были такие жесткие регламенты по приему пищи....
А, вообще, интересная и полезная информация для ролевиков и реконстукторов ;)
[User Picture]
On July 24th, 2013 01:39 pm (UTC), tal_gilas replied:
Ну, это не столько жесткие регламенты, сколько "так принято".
* * *
[User Picture]
On July 24th, 2013 05:23 am (UTC), arthoron commented:
О, спасибо, очень ценно!
* * *
[User Picture]
On July 24th, 2013 05:55 pm (UTC), aldamar commented:
Люблю повеселиться, особенно - поесть!:)
[User Picture]
On July 24th, 2013 06:00 pm (UTC), tal_gilas replied:
Какое продолжение у этого дворового фольклора было в вашем варианте? :)
[User Picture]
On July 25th, 2013 06:30 am (UTC), aldamar replied:
Эээээ.... никакого, я только начало знаю. А есть продолжение?
[User Picture]
On July 25th, 2013 06:32 am (UTC), tal_gilas replied:
В варианте моего дядюшки эта фраза звучала как "Люблю повеселиться, особенно пожрать и корочкой грамм в тридцать в зубах поковырять" :) Послевоенный дворовый фольклор, фигли...
[User Picture]
On July 26th, 2013 05:44 am (UTC), aldamar replied:
Ну, смотря от чего косточка. :)
[User Picture]
On July 26th, 2013 05:46 am (UTC), tal_gilas replied:
Корочка, а не косточка :)
[User Picture]
On July 27th, 2013 05:16 pm (UTC), aldamar replied:
Ой. Видимо, я решил, что косточкой удобнее.:)
* * *
[User Picture]
On July 27th, 2013 11:32 am (UTC), kot_kam commented:
"при везении, удавалось разжиться крольчатиной"

Эк ты деликатно - "при везении"! Скажи уж честно: набраконьерить. ;-) Во всяком случае, во Франции крольчатиной разживались именно так, как в Британии - не знаю.
[User Picture]
On July 27th, 2013 01:39 pm (UTC), tal_gilas replied:
Точно так же :)
* * *
[User Picture]
On July 30th, 2013 08:44 am (UTC), helghi commented:
Нет, поесть люди всегда были не дураки :)
А засолка и ферментация овощей была известна? В русских книгах 16 века уже упоминаются супы с квашеной капустой, но когда она появилась, непонятно...
[User Picture]
On July 30th, 2013 01:31 pm (UTC), tal_gilas replied:
Во всяком случае, фрукты и овощи умели сохранять в уксусе - то есть, если не солить, то мариновать :) Солили рыбу и мясо, преимущественно.
* * *
[User Picture]
On July 30th, 2013 07:29 pm (UTC), lavande_la commented:
Потрясающе интересно!
* * *
[User Picture]
On August 24th, 2013 08:49 am (UTC), kazaktmo commented:
Интересный пост. Даже лебедятины захотелось с бурачником.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry