?

Log in

No account? Create an account

Way · to · Arannon


Внезапно небольшой опрос (как обычно, можно ответить не только самим,…

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
Внезапно небольшой опрос (как обычно, можно ответить не только самим, но и спросить у дружественных подростков-школьников).

Что для вас является высшей точкой в вашем общении с художественным произведением?

Понять идею автора
6(10.5%)
Получить эстетическое удовольствие
16(28.1%)
Узнать что-то новое (в интеллектуальном, эмоциональном и проч. смыслах)
18(31.6%)
Получить ответ на важный вопрос или подтверждение своего мнения
7(12.3%)
Получить некое "положительное подкрепление", найдя похожего на себя персонажа или сходную ситуацию
4(7.0%)
Найти для себя модель действия в определенной ситуации (или модель отношения)
2(3.5%)
Ваш вариант (в комменты)
4(7.0%)
* * *
* * *
[User Picture]
On January 21st, 2019 07:18 pm (UTC), mme_n_b commented:
Нечто новое узнать важно, но это - одноразовое переживание. Эстетическое удовольствие - здорово, но если приперло, то можно и без него. Мне важно найти мир, в который я буду с удовольствием возвращаться, героев, о которых мне приятно думать (т. е. при всех прочих достоинствах, произведение без приятного мне главного героя я прочту максимум один раз), но самое замечательное - находить новое при каждом прочтении.
[User Picture]
On January 21st, 2019 07:31 pm (UTC), tal_gilas replied:
А можно тогда уточнить, как Вы определяете эстетическое удовольствие?
[User Picture]
On January 21st, 2019 07:52 pm (UTC), mme_n_b replied:
"Шоб красиво".

Слог, стиль, сочные описания, гармонично построенный сюжет, завязанные концы (напр. Кузмин, Ерофеев, Бужолд). А Вы?
[User Picture]
On January 22nd, 2019 05:49 am (UTC), tal_gilas replied:
Да, эффект от гармонично построенного целого, соответствие всего общему авторскому замыслу, как я его понял, и некое "попадание" всего этого в меня, что ли.
* * *
[User Picture]
On January 21st, 2019 07:33 pm (UTC), umbloo commented:
Помню только один случай за последние лет двадцать, когда нашёл "похожего на себя персонажа". Но это было у Гамсуна, так что не назвал бы это сильно "положительным подкреплением". Так что всё-таки - удовольствие от того, как придумано и как написано.
* * *
[User Picture]
On January 21st, 2019 09:22 pm (UTC), elven_luinae commented:
- Получить некий недоступный другими средствами опыт (не обязательно соотносимый с реальностью, скорее что-то типа "вот пример того, как люди мыслят, он вынесен в текст через опыт конкретного автора, это соотносится с тем-то и тем-то, что реально есть или было в социуме)
- Получить некий психологический опыт (если о чем-то есть текст, значит, это пример опыта людей, достаточно сильно "очищенный" автором и "приведенный в соответствие" с тем, что есть в головах людей, и этот пример можно изучить и иметь в виду, что на подобных же кирпичиках основано и твое мышление).
- Получить эстетическое удовольствие - в случае с художественной литературой это важно, так как процесс может быть многогранный.
- Получить сэмпл чего-то, что можно назвать "опыт иной жизни", опять же речь идет о психологическом уровне, хотя знаю людей, которые воспринимают это как ролевую игру, например.

Остальные пункты, кстати, я рассматриваю как положительный побочный эффект знакомства с произведением.
* * *
[User Picture]
On January 22nd, 2019 05:03 am (UTC), anna_earwen commented:
Личный контакт с автором. Это... как дружба, наверное? Но мне в книгах очень, очень важно найти и почувствовать субъективное, уникальное, тот самый неповторимый осколок Бога. И разглядывать этот осколок холистически: как мировоззрение, как эстетическое и этическое явление, как ещё одну живую жизнь. Именно поэтому я умираю от скуки от "развлекательных вещей" вроде приключенческих романов и подросткового фэнтези. Только глубинно-личное, только хардкор!
* * *
[User Picture]
On January 22nd, 2019 05:22 am (UTC), naiwen commented:
Ну, как минимум, зависит от: от конкретного автора и произведения, от периода жизни, настроения, цели.
Но в целом я бы сказала так, что художественное чтение (как и кино, и театр, и отчасти ролевые игры) дает возможность получения опосредованного опыта и проживания тех или иных ситуаций в безопасных условиях. Нельзя сказать, что это является непосредственной целью (вряд ли я беру книгу в руки с мыслью о том, что "дай-ка я получу опыт жизни", например, в условиях военной оккупации). Но если книга хорошая, то это является хорошим результатом.
В последние годы я часто читаю художественную литературу как исторический источник (если это литература соответствующей эпохи), извлекая оттуда именно исторические реалии, от подробностей быта (что ели, как одевались, как вели домашнее хозяйство) до особенностей социальных отношений и менталитета. Когда я готовлю, например, ролевую игру, то я люблю находить художественные произведения писателей второго-третьего-четвертого плана, они бывают очень показательны в своем незатейливом бытописании ("что вижу - о том пою"). Но это некая особая и конкретная цель и особый вид удовольствия от чтения. Ту же функцию могут выполнять мемуары.

[User Picture]
On January 22nd, 2019 05:53 am (UTC), tal_gilas replied:
Да, бытописательство непервостепенных авторов - это вещь! Я вот так вылетел на "Семейство Тальниковых" Панаевой, помнится... да и много, в общем, куда.
* * *
[User Picture]
On January 22nd, 2019 07:19 am (UTC), istimo commented:
Получить "выход вверх", некое сильное переживание, которое вбирает в себя и эстетическое, и эмоциональное, и нравственное переживание, и чтобы одновременно было бы познание нового-интересного, вообщем тот самый катарсис. Или как там у Толкина - эвкатастрофа.
* * *
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:32 pm (UTC), aldamar commented:
Я бы сказал, что я достигаю наивысшей точки, если у меня отрастает "мой персонаж", возможно - несколько. При этом я могу точно сказать, что это не модель действия или отношения (это может быть, но может и не быть), не похожий на меня персонаж (ни одного до сих пор не видел) и не обязательно ответ на вопрос. А вот почему персонаж отрастает - не знаю. Я раньше об этом никогда не думал, сейчас задумался, но сходу ответ дать не могу.
Могу сказать, что это точно не про "понять идею автора" - к сожалению, авторы довольно редко четко излагают (я в таком то произведении имел в виду это и вот это) свои идеи, или еще лучше - сами себе противоречат. Поэтому, как мне кажется, если у нас нет четких указаний (я, Лев Юрьевич Пушкин, в поэме такой-то имел в виду вот это), то мы, строго говоря, можем говорить только о гипотезе.
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:39 pm (UTC), tal_gilas replied:
Твой персонаж - связанный с этой книгой/этим миром или необязательно?
Про гипотезы ты, пожалуй, прав (в том смысле, что в реале редко бывает одна "каноническая" интерпретация), хотя я бы как раз сказал, что обоснованная гипотеза, не противоречащая тексту - это, в общем, и есть "понять идею", или, во всяком случае, сделать к этому серьезный шаг :) Понятно, что, как говорил Зализняк, здесь вряд ли существует доказательство в строгом смысле слова.
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:50 pm (UTC), aldamar replied:
Да, обычно связанный.
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:57 pm (UTC), tal_gilas replied:
(хотя, скажу честно, иной раз не помогают даже прямые авторские указания. Вон Гоголь оставил максимально четкую инструкцию, как надлежит понимать "Ревизор", и чо? :))
[User Picture]
On January 25th, 2019 07:51 pm (UTC), aldamar replied:
Вот за Гоголя особенно обидно, ёлки-палки!
* * *
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:35 pm (UTC), aldamar commented:
В плане "получить информацию" - точно нет, потому что в моей голове художественная литература и "информационная" (научная, научно-популярная, документальная и т.д.) - это четко два разных человека, у меня где-то в спинном мозге прописалось, что художественная литература информацию не сообщает, во всяком случае, это не её основная цель. Если мне нужна будет именно информация для дела (Ну... не знаю... доклад написать по истории чего-то), я, скорее всего, буду раскапывать что-то нехудожественное.
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:44 pm (UTC), tal_gilas replied:
А. Смотри, я не вполне то имею в виду. Не "с какой целью ты читаешь", а, скорее, "считаешь ли ты, что в общении с данным художественным произведением ты как читатель достиг некоей высшей точки, если, прочитав его, ты почерпнул из него что-то новое для себя (неважно, хоть в научном плане, хоть в эмоциональном)".
[User Picture]
On January 25th, 2019 06:50 pm (UTC), aldamar replied:
Ааааааааа! Понял.
* * *
[User Picture]
On January 28th, 2019 05:02 pm (UTC), myrthus commented:
Недавно поняла, что художественную литературу я читаю ради эмоций: вместе с героями пережить что-то, чего в жизни не существует. Естественно, есть литература, которую читаешь ради знаний. И в моей жизни была книга, которая мне совершенно не нравилась ни в каком смысле, но 4 тома я читала, чтобы понять, что же хотел сказать автор, но так и не поняла, потому что автор, очевидно, хотел лишь сказать, какой он молодец, что научился писать.
[User Picture]
On January 28th, 2019 05:06 pm (UTC), tal_gilas replied:
Если не секрет, что за книга?
[User Picture]
On January 28th, 2019 05:20 pm (UTC), myrthus replied:
Не секрет. Я посмотрела фильм "Бегущий по лабиринту", решила, что не могла книга быть настолько же бессмысленной, стала читать J. Dashner, "Maze runner". 4 книги! 4 книги постоянных страданий, 4 книги неразвитого языка и повторяющихся через страницу сравнений: я думала, что ну не может автор изобретать героям страдания ради страданий, не подводя логическую базу... оказалось, что может.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry